Статьи
 

<  >



ДОМ КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ САДА

часть 1. В поисках гармонии

Дисгармония между архитектурой и ландшафтом отрицательно влияет на восприятие усадьбы. Явный негатив заметен сразу, однако некоторые стилевые погрешности владельцы осознают лишь со временем. Многие дома нельзя назвать образчиком определенного стиля, местности или эпохи — облик современных зданий в большей или меньшей степени эклектичен. Также на стихийно застроенных участках обычно имеется несколько разномастных сооружений, возведенных стена к стене. Землевладельцам, плохо ориентирующимся в архитектурных стилях и ландшафтном искусстве, вряд ли удастся согласовать облик построек друг с другом, с характером местности и концепцией оформления сада, поэтому им потребуется помощь профессионала.

Когда дом проектируется для конкретного участка, архитектор обязательно учитывает особенности территории, оговаривает с заказчиком как художественное оформление самого строения, так и основополагающие черты будущего сада. Например, возведенную по "дворцовым" канонам постройку обычно обрамляют просторным регулярным парком, разбитым на выровненном наделе либо на склоне, который сформирован в виде правильных террас. Такое же строение можно возвести в английском пейзажном парке. Для реализации подобной концепции также необходима значительная площадь, однако подход к организации территории будет иным: растения группируются свободно, ухоженные лужайки чередуются с холмами, низинами, водоемами природного типа. Владельцы классических особняков имеют возможность превратить участок в "старую усадьбу", где вплотную к дорожкам подступают раскидистые кустарники, а испещренная трещинками, покрытая мхом скульптура, уютные павильоны и ограда оплетены лианами.

Часто концепция стилизации земельного надела обусловлена характером местности. На фоне леса органично смотрятся тяжелые срубы, нарядные фахверковые постройки и здания, облицованные "природным" камнем. Так называемые стародачные места, с раскидистыми яблонями и пышными купами сирени, позволяют воссоздать уютную "дореволюционную" ауру. Именно на таком участке стоит построить "дом с мезонином", разбить "вишневый сад", тенистую аллею. На протяженном каменистом склоне с редкими вкраплениями сосен можно эффектно вписать в ландшафт швейцарское шале и "рыцарский замок". Кстати, на покатом склоне нередко возводят разноуровневые строения, в том числе с эксплуатируемой кровлей, либо врезают дом в складку рельефа. Современные технологии озеленения фасадов и кровель позволяют сделать постройки практически незаметными, скрытыми под пологом растений. Так, на горизонтальных плоскостях размещают кассеты с очитками или газонными травами в многоярусных конструкциях. Труднодоступные места орошает система автополива.

Если в просторном владении, декорированном в одном стиле, удаленные уголки сада могут быть решены в ином ключе, то на небольшом участке приходится придерживаться единой концепции оформления. Маленькие наделы не всегда удается полностью визуально изолировать от примыкающих территорий, иначе резко ухудшается инсоляционный режим; с осторожностью следует внедрять в ландшафт элементы архаики, античности, классицизма, барокко, дальневосточных, мавританских и монастырских садов. Участок, окруженный деревенскими избами либо современными коттеджами, оформляют в традициях кантри, голландского сельского сада. Часто оптимальным становится пейзажный стиль, другой вариант — формальная трассировка дорожной сети и свободно расположенные древесные насаждения. Миниатюрный садик можно превратить в патио, если постройки образуют каре по периферии владения. Под многофункциональную мощеную площадку отводят центральную или прилегающую к входу в дом часть надела, для посадки растений оставляют место вдоль стен.

ДОМ КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ САДА часть 2. Связанные одной цепью

Еще до начала строительства следует решить, будут ли капитальные строения доминировать в ландшафте либо максимально "растворятся" среди насаждений, например, в глубине лесного массива, плодового сада. Как правило, архитектурный ансамбль организует вокруг себя классический сад. В этом случае дом возводится на открытом месте, перед главным фасадом расстилается партер. Благородный шарм и индивидуальные черты можно придать даже типовому строению: фасады декорируют карнизами, рустовыми и цокольными камнями, окна обрамляют подоконниками, наличниками и откосами. Огромный выбор изделий из искусственного камня (карнизы, пилястры, наличники, подоконники, кронштейны, триглифы, тимпаны, филенки, розетки, барельефы и др.) представлен в ассортименте компании "АрхиСтиль". Высококачественные    архитектурные    элементы различных оттенков визуально неотличимы от натурального песчаника. Наборные элементы "Архи-Стиль" позволяют собрать колонны различных ордеров высотой до семи метров, для обрамления балконов и террас классического особняка предназначены балюстрады. Завершенность архитектурному ансамблю придадут малые формы (вазоны, фонтаны, скамьи), а также фигурные навершия на столбах ограждения.

Декоративная облицовка фасадов зданий, конструктивных частей садовых павильонов, подпорных стен и заборов призвана подчеркнуть стилизацию усадьбы, также удачно подобранная по цвету и фактуре отделка смягчает переход от искусственных сооружений к ландшафту. Стены дома оживит облицовочный искусственный материал с рельефной поверхностью — "Каменная груда" или "Горная гряда" (КОНСОРЦИУМ ЭКО-ЛИТ), "Скалистая гора" (KAMROCK®), "Колорадо" (Deco Stone). Цоколь строения обычно оформляют материалом, имитирующим крупные необработанные камни или грубо обтесанные блоки, например, "Терраи" (KAMROCK®), "Империал" (Deco Stone). Для того чтобы акцентировать значимые фрагменты конструкций (входы, окна, ниши, столбы у калитки и парадного въезда), в кладку включают контрастные вставки, например, барельефы из коллекции "Владимирская Русь" (KAMROCK®). Если для построек используется декор со сложной конфигурацией, лучше предпочесть коллекцию, в которой наряду с изделиями для облицовки плоскостей представлены угловые и поворотные элементы, имитирующие кладку из цельного материала. Так, в ассортименте компании Deco Stone имеются угловые (90° и 135°) камни, а вогнутые и выгнутые элементы для облицовки криволинейных поверхностей диаметром от 0,2 м производятся на заказ. Для состыковки внутренних углов применяется искусственный камень "Скалистая груда" ("ИнтерКам").

Дорожное покрытие — связующее звено между рукотворными и природными элементами оформления усадьбы, поэтому выбору материала для мощения уделяют пристальное внимание. Если строения полностью "одеты" в камень или кирпич, покрытие дорожек должно отличаться от декора вертикальных плоскостей. Например, мощение можно выполнить из плитняка, брекчии, фигурной тротуарной плитки, натуральной либо искусственной брусчатки. Когда имитацией кладки оформлены лишь незначительные по площади фрагменты здания (цоколь и т.п.), декор стоит повторить на горизонтальной поверхности. Так, с облицовочными элементами из коллекции "Монарх" (КОНСОРЦИУМ ЭКОЛИТ) совместима тротуарная плитка с тем же названием, а "Речному утесу" соответствует "Речная галька". Бордюр подчеркивает конфигурацию дорожной сети и придает завершенность мощению. В садах, оформленных в регулярном стиле, бордюр сооружают вровень с мощением либо немного выше него. На участках с пейзажной планировкой дорожный "кант" устраивают преимущественно в парадных зонах: на входе и въезде, около жилого строения. Схема дорожной сети классического поместья может быть линейной (осью симметрии сада является дорога, перпендикулярная главному фасаду), радиально-кольцевой и звездчатой (основные дорожки сбегаются к главному строению, второстепенные связывают уголки сада). В усадьбе, решенной в пейзажном стиле, дорожкам и площадкам придают плавные изгибы, а углы скругляют. В рисунке отдельных участков дорожной сети повторяются линии элементов основной постройки, например, очертания арок, выступы эркеров, криволинейные формы фасада и крыши. В подобных случаях стоит использовать комбинацию из прямых и поворотных бордюрных элементов "Лиссабон" (КОНСОРЦИУМ ЭКОЛИТ).

ДОМ КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ САДА часть 3. Окна в сад

Загородному дому в узнаваемом архитектурном стиле необходимо соответствующее ландшафтное оформление. Шале не стоит скрывать за завесой лесных и плодовых деревьев, на участке высаживают невысокие культуры — кедровый стланик, можжевельник казацкий, миндаль и др. В теплое время года фасад здания расцвечен множеством летников, высаженных в большие балконные ящики. На участке можно сформировать несколько "горных" террас и каменистых осыпей. Пестрое разнотравье оживят "пасущиеся" на дальней "альпийской" луговине "овцы" — глыбы известняка или песчаника подходящего размера и цвета. Здание в духе фахверковой постройки стоит окружить группами из компактных хвойных и лиственных деревьев, а рядом устроить вересковую "пустошь", просторный пруд. Завораживает сад, словно иллюстрирующий сказки Шарля Перро и братьев Гримм: постройки обрамлены крупными шаровидными туями, одичавшими розами и нестрижеными живыми изгородями, карабкающийся по стенам хмель обрамляет окна и дверные проемы, а в небольшом декоративном огороде зреют бобы и огромные желто-оранжевые тыквы. Тропинки отсыпаны кирпичной крошкой, садовые скамьи выполнены из массива дерева, ограду из кованого металла поддерживают каменные столбы. Приглушенное ночное освещение обеспечивают "средневековые" фонари из патинированного металла. Рядом с домом или садовой беседкой уместен небольшой фонтан или облицованный камнем колодец, в огороде или розарии можно установить стилизованную чугунную колонку, металлический обелиск для клематиса или солнечные часы в окружении ароматных кустиков лаванды.

Средиземноморская вилла — приземистое сооружение с пологой крышей, галереями и большими, обычно венецианскими, окнами. Стены зданий и глухих заборов оформлены весьма скромно: преобладают оштукатуренные поверхности, разновидности кирпичной кладки, имитация туфа и доломита. В дорожном покрытии доминируют светлые оттенки, сплошное мощение порой прерывают затейливые вставки из гладкой гальки и глиняных черепков. Солнечный дворик защищен от жары перголой — увитые виноградом деревянные балки базируются на кирпичных или каменных столбах. Убранство "итальянского" дворика лаконично: небольшой очаг, стенной источник, простые скамьи, огромные кувшины для вина, лимонное деревце в терракотовой кадке.

Вход в богато декорированный особняк-"палаццо" предваряет широкая лестница, оформленная растениями с колонновидным силуэтом и роскошно цветущими кустарниками. Вход на придомовую террасу охраняют каменные львы, внизу перед главным фасадом расположен водоем правильной, чаще всего прямоугольной, формы. Организованный в виде широких ступеней склон позволяет устроить в толще верхней террасы нишу в виде фрагмента руин. Колорит "средиземноморского" сада подчеркнут деревья с пирамидальными, веретеновидными кронами (некоторые сорта туи и можжевельника, тополь пирамидальный). Объемные древесные группы создают из каштана, крупнолистных лип, белой акации, сосны горной, лоха, яблонь.

С теплым климатом ассоциируются и деревянные домики-бунгало с просторными верандами, крытые тростником или соломой. Подобные строения используются летом для проведения уик-эндов,  что определяет планировку территории. Легкие конструкции порой базируются на невысоком каменном цоколе, у воды или среди деревьев дома устанавливают на сваи. Стволы деревьев насквозь пронзают пол и крышу террасы, становясь элементом интерьера. Большой водоем или широкий ручей подступают вплотную к домику либо граничат с открытой площадкой для отдыха. Бунгало окружают "диким" садом, где нет утилитарных насаждений и цветников с четким контуром, а большая часть забора завуалирована насаждениями. Тропинка из плоских камней, древесных спилов или отсыпанная измельченной корой связывает домик с внешним миром. В саду установлена мебель из природных материалов — ротанга, лозы, тика, соломы, сосны, бамбука. К берегу причален плот или изящная пирога, между столбами террасы висит гамак. Осветительные приборы (за исключением факелов) днем скрыты среди растений, а ночью лишь слегка подсвечивают фрагменты сильно заросшего сада. Открытые места заняты объемными куртинами из высоких декоративных трав, крупнолистных многолетников и почвопокровных растений. Экзотическую нотку привносят в ландшафт мощные лианы, взбирающиеся по стволам и свисающие с ветвей почти до земли.

Капитальные постройки в дальневосточном духе редко возводят на загородных участках, тогда как ландшафт зачастую стилизуют под японский сад камней. Обычно камерный "японский" уголок изолируют от основного сада ширмами, плотными кустарниковыми группами, но иногда располагают перед протяженной террасой либо помещением с панорамным остеклением — гостиной, зимним садом. Также дальневосточный фрагмент можно разместить в узком проходе между зданием и глухим ограждением либо в дворике, образованном между соединенными галереей корпусами.

Когда загородный дом напоминает добротную крестьянскую избу или вместительный "княжеский" терем, в традициях русского зодчества стоит оформить ограждение, колодец, беседку, скамьи, мостики и т.п. Часто под старину стилизуют отдельный фрагмент участка, например, примыкающий к бревенчатой бане или беседке. Вместо кресел там можно установить лавки и лари, барбекю заменить печью-мазанкой или камином из кирпича, камня местной породы. Дополнят сельский колорит скрытая под навесом поленница, заключенный в приземистый сруб "родник", а также прислоненный к печи ухват, разномастная глиняная утварь, рассохшийся бочонок, берестяные короба, лапти, керосиновая лампа. Удачным фоном для "русского" уголка сада станут плодовые деревья или сохранившийся после освоения участка лес.

Территорию вокруг усадебных построек в стиле хай-тек оформляют соответствующими искусственными элементами — садовой мебелью и светильниками, спортивно-игровым оборудованием, необычными водными устройствами. В отличие от классического сада, планировка тяготеет к упрощенной структуре, асимметрии, нестандартным решениям. К примеру, кромку террас укрепляют габионами или стальными листами, арочный коридор напоминает огромную спираль, тент над бассейном — оболочку дирижабля, островок посреди прямоугольного водоема — понтон.

Впрочем, достижения современных технологий стоит использовать в оформлении любого сада. Усадьбы для постоянного проживания оснащают "умной" системой, управляющей световым режимом любой сложности. Так, система бельгийской компании Led Design Innovation позволяет задавать отдельным приборам цветность излучения и режим мерцания, работу в определенное время и т.п. Оригинальный дизайн светильников LDI не только подчеркнет красоту сада, но и привнесет в ночной ландшафт нотку ирреальности. Необычно смотрятся в окружении растений почти прозрачные светящиеся "колбы"; перипетии жизни подводных обитателей помогут разглядеть подводные прожекторы. Светильники, встраиваемые в дорожное покрытие, можно расположить на площадке с грунтовым основанием, под тонким слоем гравия или древесной щепы. В темноте свет пробивается сквозь мульчу, заставляя непосвященных строить догадки о происхождении "болотных огней". Современные технологии позволяют даже "озвучить" ландшафт. Скрытый внутри искусственного валуна источник звука наполнит сад звуками музыки, соловьиными концертами, успокаивающим плеском ручья.

Александр ЧУГУНКОВ
журнал Современный дом




2008-2009