Причины глухоты у новорожденных

Глухота у детей и новорожденных



Потеря слуха, или глухота – состояние, при котором младенец не в состоянии слышать звуки в одном или обоих ушах. Младенцы могут потерять слух полностью или частично обрести тугоухость.

Оглавление:

Альтернативные названия: глухота у младенцев; нарушение слуха у младенцев; проводящая потеря слуха у младенцев; центральная потеря слуха у младенцев; нейросенсорная тугоухость у младенцев.

Причины и факторы риска глухоты у новорожденных

Некоторые младенцы могут иметь некоторую потерю слуха еще при рождении. Потеря слуха также может развиваться у детей, которые имели нормальный слух в младенчестве.

Потери слуха могут иметь место в одном или в обоих ушах. Они могут быть разной степени — легкой, средней, тяжелой или глубокой. Глубокая потеря слуха — это то, что большинство людей называет «глухотой».

Иногда потеря слуха становится сильнее, ухудшается с течением времени. В других случаях она остается стабильной.

Факторы риска у детской с тугоухостью

— семейная история потери слуха;



— низкий вес при рождении.

Потеря слуха может возникнуть и развиться, когда у ребенка есть проблемы в наружном или среднем ухе. Эти проблемы могут замедлить или предотвратить звуковые волны, проходящие через ухо (уши). Они включают:

— врожденные дефекты, которые вызывают изменения в структуре слухового прохода или среднего уха;

— скопление ушной серы;

— скопление жидкости за барабанной перепонкой:



— повреждение или разрыв барабанной перепонки;

— предметы, которые могли застрять в ушном канале;

— шрам или повреждение на барабанной перепонке от различных инфекций.

Другой тип потери слуха происходит из-за проблемы с внутренним ухом. Это может произойти, когда крошечные волосковые клетки (нервные окончания), которые двигают звук через ухо, повреждены. Этот тип потери слуха может быть вызван:

— воздействием некоторых токсичных химических веществ или лекарств — в то время, как младенец в утробе матери и вскоре после рождения младенца;



— инфекциями от матери, которые она передает своему ребенку еще в своей утробе (например, токсоплазмоз, корь или герпес, опоясывающий лишай волосистой части головы, или стригущий лишай волосистой части головы, или опоясывающий герпес);

— инфекции, которые могут повредить мозг после рождения – такие, как менингит.

Проблемы структуры внутреннего уха

Опухоли. Центральная потеря слуха возникает от повреждения самого слухового нерва или путей головного мозга, которые приводят к нерву. Это бывает редко у младенцев и детей.

Симптомы глухоты у младенцев

Признаки потери слуха у младенцев различаются по возрасту. Например:

— новорожденный ребенок с потерей слуха может не услышать громкий шум неподалеку;



— младенцы, которые должны реагировать на знакомые голоса, могут не проявлять реакцию на чей-то голос.

Дети должны использовать (произносить) отдельные слова в возрасте 15 месяцев и простые предложения из двух-трех слов в возрасте 2 лет. Если они не достигают этого в указанных возрастных вехах, то причиной этого может быть потеря слуха.

Некоторым детям не может быть диагностирована потеря слуха, пока они не учатся в школе. Это верно, даже если они уже родились с потерей слуха. Невнимательность и отставание в учебе могут быть признаками недиагностированной потери слуха у ребенка.

Диагностика глухоты у ребенка

Потеря слуха не дает ребенку слышать звуки ниже определенного уровня. Ребенок с нормальным слухом услышит звуки ниже этого уровня.

Врач должен будет изучить больного ушами ребенка. Обследование может показать проблемы с костями или признаки генетических изменений, которые могут привести к потере слуха у ребенка.



Врач обычно использует инструмент под названием «отоскоп» (отоскопия — осмотр наружного с применением специальных инструментов слухового прохода, барабанной перепонки, а при разрушении барабанной перепонки — барабанной полости. Под контролем отоскопии производят осмотр и чистку уха, удаление инородных тел, полипов и грануляций, а также разного рода операции — тимпанопункцию, парацентез), чтобы видеть ушной канал ребенка. Это позволяет врачу увидеть барабанную перепонку и найти проблемы, которые могут привести к потере слуха.

Два общих для всех теста используются для скрининга новорожденных на потерю слуха:

— слуховой тест на ответ ствола мозга;

— тест «отоакустическая эмиссия». Микрофоны, помещенные в ушах ребенка, могут обнаружить поблизости звуки. Эти звуки должны повториться в ушном канале. Если нет эха, то это верный признак потери слуха.

Младенцы и маленькие дети могут быть обучены через игру правильной реакции на звуки. Эти тесты, известные как «аудиометрия визуального отклика», и игры, могут лучше определить диапазон слуха ребенка.

Лечение глухоты у детей

Раннее, своевременное лечение потери слуха может позволить многим младенцам развивать нормальные языковые навыки без промедления. У младенцев, рожденных с потерей слуха, лечение должно начаться уже не позднее возраста 6 месяцев.

Лечение зависит от общего состояния здоровья ребенка и от причины потери у него слуха. Лечение может включать:

— логопедию (обучение слушанию и правильному произношению звуков и слов);

— обучение языку жестов;

— кохлеарный имплантат для людей с глубокой нейросенсорной тугоухостью. Он представляет собой медицинский протез, позволяющий компенсировать потерю слуха некоторым больным с выраженной или тяжелой степенью нейросенсорной или сенсоневральной тугоухости. Для компенсации потери слуха часто пациентам достаточно слуховых аппаратов, но иногда их применение не вполне эффективно. Кохлеарная имплантация — слухопротезирование, применяемое при неэффективности или низкой эффективности слуховых аппаратов в случае наличия у больных сенсоневральной потери слуха. Для установки кохлеарного имплантата требуется хирургическая операция;



— средства, воздействующие на инфекции;

— ушные трубки для лечения повторных инфекций уха;

— хирургическую операцию по коррекции структурных проблем.

Статьи по теме:

Прогноз

Очень часто можно лечить потерю слуха, которая обусловлена проблемами в среднем ухе, лекарствами или хирургическим вмешательством. Однако нет никакого лечения потери слуха, вызванной повреждением внутреннего уха или слуховых нервов.

Насколько хорошо ребенок слышит, зависит от причины и тяжести потери им слуха. Достижения в области слуховых аппаратов и других устройств, а также в области речевой терапии, позволяют многим детям развивать нормальные языковые навыки в том же возрасте, что и их сверстники с нормальным слухом. Даже младенцы с глубокой потерей слуха при правильной комбинации лечения могут слышать довольно хорошо.



Если у ребенка имеется какое-либо заболевание, которое затрагивает также и слух, перспективы зависят от того, есть ли у ребенка также другие симптомы и проблемы.

Необходимо обратиться к врачу, если ребенок, особенно маленький, выражает признаки потери слуха: не реагирует на громкие звуки, не имитирует звуки, услышанные от окружающих, или не говорит в возрасте, в котором он уже должен начать говорить.

Если ребенку вставлен в ухо кохлеарный имплантат, настоятельно рекомендуем обратиться к врачу сразу же, если у ребенка поднялась высокая температура тела, а также возникли ригидность затылочных мышц, головная боль или ушная инфекция. Возможно, имплантат еще не прижился, и его нужно поправить, что должен сделать только опытный врач – возможно, даже хирург.

Профилактика

Невозможно предотвратить все случаи потери слуха у детей раннего возраста.

Женщины, которые планируют забеременеть, должны убедиться, что им были или своевременно будут сделаны все необходимые прививки.



Беременные женщины должны проконсультироваться со своим врачом, прежде чем принимать какие-либо лекарства. Если женщина беременна, ей следует избегать действий, которые могут подвергнуть ее ребенка опасным инфекциям – таким, например, как токсоплазмоз. Это паразитарное заболевание человека и животных, вызываемое токсоплазмами Toxoplasma gondii. Источник заражения — различные виды диких и домашних млекопитающих. Заражение человека происходит при употреблении яиц и мясных продуктов, не прошедших нормальную термическую обработку. Также заражение возможно при попадании возбудителя на поврежденные кожные покровы и слизистые оболочки, внутриутробное заражение и т.д. Факторы, способствующие появлению в организме паразита и повышающие риск возникновения токсоплазмоза: контакт с зараженными этим паразитом животными, использование в быту не мытых после уборки кошачьего туалета или любого другого контакта рук с кошачьими экскрементами, употребление в пищу сырого или не полностью приготовленного мяса, особенно свинины, ягнятины или оленины, пересадка органов или переливание крови, контакт с сырым или непрожаренным и непроваренным мясом, наличие токсоплазмоза у родителей. Токсоплазмоз среди инфекционных заболеваний, вызываемых простейшими микроорганизмами, — один из самых распространенных и наиболее опасных для будущих матерей. Он может протекать незаметно и вызывать неприятные осложнения во время беременности, а также тяжелые нарушения зрения или судорожные припадки.

Если женщина или ее партнер (муж) имеет семейную историю потери слуха, она может получить консультацию специалиста по генетике, прежде чем забеременеть.

Источник: http://www.f-med.ru/child_zdor/Hearing_loss_infants.php

Тугоухость у новорожденного

Врожденная тугоухость: риск тугоухости у новорожденных, тест на тугоухость и лечение заболевания

Тугоухость – это заболевание, характеризующееся снижением слуха, вплоть до полной его потери. Встречается патология среди людей различных возрастных категорий, может быть врожденной или приобретенной проблемой. Тугоухость у новорожденных чаще всего появляется как результат перенесения женщиной каких-либо инфекционных или вирусных заболеваний во время беременности.

Проблема нарушений слуха у новорожденных очень актуальна как с социальной, так и с медицинской точки зрения. Все дело в том, что снижение слуха у малыша приводит к наличию отклонений речевого развития, влияет на интеллект и формирование личности.

Поэтому еще до выписки во многих современных родильных домах каждый малыш проходит тест на тугоухость у новорожденных с помощью специального автоматизированного оборудования. Если тест не был пройден, выдается направление к узкому специалисту для дальнейшего обследования и тестирования слуха.



Симптомы врожденной тугоухости

Главным симптомом тугоухости у новорожденных является отсутствие какой-либо реакции на звуки. При нормальном слуховом развитии малыши уже в возрасте двух недель вздрагивают от внезапных или слишком громких звуков.

В месяц малыш уже реагирует на голос мамы, в три месяца узнает по звуку любимые игрушки. И поворачивает голову в сторону звука. Если такой реакции не наблюдается нужно срочно обращаться к врачу.

Даже если не обнаружена врожденная тугоухость, врачи рекомендуют не терять бдительность. Так как болезнь бывает и приобретенной, глухота может стать следствием какого-либо заболевания.

Причины и группы риска по тугоухости у новорожденных

К числу наиболее вероятных причин тугоухости у новорожденных относятся:

  • грипп, токсоплазмоз, герпес и краснуха, перенесенные во время беременности матерью;
  • прием алкоголя и курение;
  • недоношенность малыша, вес менее 1500 гр.;
  • плохая наследственность.

Также риск тугоухости у новорожденных повышается, если беременной женщиной осуществлялся прием токсичных медикаментов (стрептомицин, фуросемид, аспирин, гентамицин и др.)



Для своевременного обнаружения проблемы, родители должны внимательно следить к здоровью детей и реагировать на любые изменения в их состоянии. Дети, перенесшие корь и грипп в младенческом возрасте попадают в группу риска по тугоухости у новорожденных.

Степени нарушения слуха у новорожденных

Различают три степени нарушения слуха у новорожденных. Первая степень заболевания считается самой легкой, при ней человек может воспринимать шепот на расстоянии от 1 до 3 метров, а разговорную речь средней громкости с 4х метров. Затруднения слухового восприятия наблюдаются при искажении речи собеседника, а также при наличии постороннего шума.

При наличии второй степени тугоухости у ребенка возникают затруднения при распознавании шепота на расстоянии больше метра. При этом разговорная речь лучше всего воспринимается, когда собеседник удален не более чем на 3,5-4,0 метра. Однако и при таком удалении некоторые слова могут восприниматься неразборчиво.

Самой тяжелой является третья степень тугоухости. При таком нарушении слуха шепот практически неразличим даже на очень близком расстоянии, а разговорная речь может восприниматься только на расстоянии не более 2 метров.

Лечение обычной и врожденной нейросенсорной тугоухости

Начинать лечение тугоухости у новорожденного следует с определения причин ее возникновения. Сделать это сможет только опытный врач, который по результатам исследований впоследствии назначит адекватное лечение.



При наличии незначительных нарушений слуха лечение может ограничиться очисткой слухового прохода от серы и закапыванием в больное ухо противовоспалительных и противомикробных капель.

Если причиной нарушений слуха является скапливающийся во внутреннем ухе секрет, возникший в результате воспалительного процесса, назначаются соответствующие медикаменты. Если они оказываются бессильны, прибегают к хирургическому вмешательству.

В случае врожденной нейросенсорной тугоухости или при отсутствии перспектив лечения обычной тугоухости, врачом назначается использование слухового аппарата с шестимесячного возраста.

Если у вас есть вопросы к врачу, пожалуйста, задайте их на странице консультации. Для этого нажмите на кнопку:

Тугоухость у детей

Тугоухость у детей — понижение слуха различной степени выраженности, затрудняющее восприятие речи и окружающих звуков. Симптомами тугоухости у детей может служить отсутствие реакции на звук игрушки, материнский голос, зов, просьбы, шепотную речь; отсутствие гуления и лепета; нарушение речевого и психического развития и др. Диагностика тугоухости у детей включает проведение отоскопии, аудиометрии, акустической импедансометрии, регистрацию отоакустической эмиссии, определение слуховых ВП. С учетом причин и вида тугоухости у детей может использоваться медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, слухопротезирование, методы функциональной отохирургии, кохлеарная имплантация.



Тугоухость у детей — нарушение слуховой функции, при котором восприятие звуков затруднено, но в той или иной степени сохранно. Тугоухость у детей является предметом изучения детской отоларингологии, сурдологии, отоневрологии. В России число детей и подростков с тугоухостью и глухотой составляет более 600 тысяч, при этом у 0,3% больных нарушения слуха носят врожденный характер, а у 80% малышей возникают в первые три года жизни. Потеря слуха в детском возрасте тесно связана с развитием речевой функции и интеллекта ребенка, поэтому раннее выявление и реабилитация детей с тугоухостью является важно задачей практической педиатрии.

Классификация тугоухости у детей

С учетом этиологической обусловленности различают наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость у детей. В зависимости от локализации повреждения в слуховом анализаторе принято выделять:

  • нейросенсорную (сенсоневральную) тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звуковоспринимающего аппарата: внутреннего уха, слухового нерва или центральных отделов слухового анализатора.
  • кондуктивную тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звукопроводящего аппарата: наружного уха, барабанной перепонки и среднего уха (слуховых косточек).
  • смешанную тугоухость у детей, при которой одновременно нарушаются функции звукопроведения и звуковосприятия.

В структуре детской тугоухости в 91% случаев выявляются сенсоневральные поражения, в 7% — кондуктивные, в остальных – смешанные.

Степень тяжести тугоухости у детей оценивается на основании данных речевой и тональной аудиометрии:

  • 1 степень (26-40 дБ) – ребенок слышит разговорную речь с расстояния 4-6 м, шепотную речь – с расстояния 1-3 м; не различает речь на фоне постороннего шума, удаленную речь;
  • 2 степень (41-55 дБ) – ребенок различает разговорную речь только с расстояния 2-4 м, шепотную речь – с расстояния 1 м;
  • 3 степень (56-70 дБ) – ребенок слышит разговорную речь только с расстояния 1-2 м; шепотная речь становится неразличимой;
  • 4 степень (71-90 дБ) – ребенок не различает разговорную речь.

Повышение слухового порога выше 91 дБ расценивается как глухота.



По времени возникновения снижения слуха различают прелингвальную (наступившую до развития речи) и постлингвальную (наступившую после появления речи) тугоухость у детей.

Наследственная нейросенсорная тугоухость у детей в большинстве случаев передается по аутосомно-рецессивному; реже – по доминантному типу. В этом случае у ребенка имеются необратимые, непрогрессирующие изменения органа слуха, обусловленные двусторонним нарушением звуковосприятия. Наследственная форма тугоухости у 80% детей встречается изолированно, в остальных случаях входит в структуру многих генетических синдромов. Из более чем 400 известных синдромов, включающих нейросенсорную тугоухость у детей, наиболее распространенными являются синдромы Дауна, Патау, Альпорта, Пендреда, Ледпарода, Клайпеля-Фейла и др.

Развитию врожденной тугоухости у детей способствуют различного рода патологические воздействия на слуховой анализатор во внутриутробном периоде. Наибольшую опасность для формирующегося органа слуха плода представляют инфекционные заболевания, перенесенные беременной в I триместре: краснуха, грипп, герпес, корь, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, туберкулез, сифилис. Эти и другие внутриутробные инфекции, как правило, приводят к поражению звуковоспринимающего отдела слухового анализатора, а степень выраженности нарушения слуха у детей может варьировать от легкой тугоухости до полной глухоты.

Врожденная патология слуха у ребенка может быть обусловлена различными хроническими заболеваниями матери (тиреотоксикозом, сахарным диабетом, анемией, авитаминозами), приемом беременной ототоксических препаратов (неомицина, стрептомицина, гентамицина, канамицина и др.), профессиональными вредностями, алкогольной интоксикацией (фетальный алкогольный синдром) и пр. Нередко причиной тугоухости у ребенка выступает гемолитическая болезнь, асфиксия плода, внутричерепные родовые травмы, пороки развития органа слуха. Недоношенность (вес ребенка при рождении менее 1500 кг) является фактором риска развития врожденной тугоухости у детей.

Причины приобретенной тугоухости у детей воздействуют на нормально сформированный орган слуха уже в постнатальном периоде. Приводить к снижению слуха у ребенка могут серные пробки, инородные тела уха, перфорация барабанной перепонки, аденоиды, хронический ринит, тонзиллит, рецидивирующий средний отит, травмы различных отделов уха и другие заболевания ЛОР-органов. Кроме этого, тугоухость у детей может являться осложнением общих инфекций (ОРВИ, эпидемического паротита, скарлатины, дифтерии, энцефалита, менингита, сепсиса новорожденных), гидроцефалии, черепно-мозговых травм с вовлечением пирамиды височной кости, лекарственной интоксикации, вакцинации детей. Развитию приобретенной сенсоневральной тугоухости способствует увлечение подростков прослушиванием громкой музыки через наушники плеера.

Главная роль в распознавании тугоухости у детей отводится наблюдательности родителей. Взрослых должно насторожить, если до 4-х месяцев у ребенка отсутствует реакция на громкие звуки; к 4-6 месяцам отсутствуют предречевые вокализации; к 7-9 месяцам ребенок не может определить источник звука; 1-2 годам отсутствует словарный запас.



Дети постарше могут не реагировать на шепотную или разговорную речь, обращенную к ним сзади; не отзываться на свое имя; несколько раз переспрашивать одно и то же, не различать звуки окружающей среды, говорить громче, чем это необходимо, «читать с губ».

Для детей с тугоухостью характерно системное недоразвитие речи: имеется полиморфное нарушение звукопроизношения и резко выраженные трудности слуховой дифференциации фонем; крайняя ограниченность словарного запаса, грубые искажения звуко-слоговой структуры слова, несформированность лексико-грамматического строя речи. Все это обусловливает формирование у слабослышащих школьников различных видов дисграфии и дислексии.

Тугоухость на фоне терапии ототоксическими препаратами у детей обычно проявляется через 2-3 месяца после начала лечения и имеет двусторонний характер. Снижение слуха может достигатьдБ. Первыми признаками тугоухости у детей чаще выступают вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, головокружение), шум в ушах.

Диагностика тугоухости у детей

На этапе скрининга ведущая роль в диагностике тугоухости у детей отводится неонатологу, педиатру и детскому отоларингологу. Особое внимание в первый год жизни должно уделяться выявлению врожденной и наследственной тугоухости у детей групп риска. У хорошо слышащих новорожденных в ответ на звуки в норме регистрируются различные безусловные реакции (мигание, расширение зрачков, рефлекс Моро, торможение сосательного рефлекса и пр.). С 3-4 месяцев у ребенка можно определить способность к локализации источника звука. Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия.

Для исследования слуховой функции у детей младшего возраста с предполагаемой тугоухостью используется игровая аудиометрия, у школьников – речевая и тональная пороговая аудиометрия, камертональное исследование слуха. К методам объективной аудиологической диагностики относятся акустическая импедансометрия (тимпанометрия), регистрация слуховых вызванных потенциалов, отоакустическая эмиссия. С целью выяснения места поражения слухового анализатора используется электрокохлеография. Углубленное обследование слуховой функции позволяет судить о степени и характере тугоухости у детей.

При получении данных за наличие у ребенка снижения слуха дальнейшее ведение пациента осуществляется специалистами сурдологами, отоневрологами, слухопротезистами.



Лечение тугоухости у детей

Все методы лечения и реабилитации детей с тугоухостью делятся на медикаментозные, физиотерапевтические, функциональные и хирургические. В ряде случаев бывает достаточно проведения несложных процедур (удаления серной пробки или удаления инородного тела уха) для восстановления слуха.

При кондуктивной тугоухости у детей, обусловленной нарушением целостности барабанной перепонки и слуховых косточек, обычно требуется проведение слухулучшающей операции (мирингопластики, тимпанопластики, протезирования слуховых косточек и пр.).

Лекарственная терапия сенсоневральной тугоухости у детей проводится с учетом этиологического фактора и степени тугоухости. При снижении слуха сосудистого генеза назначаются препараты, улучшающие церебральную гемодинамику и кровоснабжение внутреннего уха (винпоцетин, никотиновую кислоту, папаверин, эуфиллин, бендазол). При инфекционной природе тугоухости у детей препаратами первой линии являются нетоксичные антибиотики. При острых интоксикациях проводится дезинтоксикационная, дегидратационная и метаболическая терапия, гипербарическая оксигенация.

Из немедикаментозных методов лечения тугоухости у детей используются пневмомассаж барабанной перепонки, иглорефлексотерапия, магнитотерапия, эндоуральный ультрафонофорез и электрофорез.

Во многих случаях единственным способом реабилитации детей с сенсоневральной тугоухостью является слухопротезирование. При наличии соответствующих показаний детям с сеносневральной тугоухостью выполняется кохлеарная имплантация.



Комплексная реабилитация детей, страдающих тугоухостью, включает в себя помощь логопеда, сурдопедагога, дефектолога, детского психолога.

Прогноз и профилактика тугоухости у детей

Своевременное выявление тугоухости у детей позволяют избежать задержки речевого развития, отставания в интеллектуальном развитии, развития вторичных психологических наслоений. При раннем начале лечения тугоухости у детей в большинстве случаев удается добиться стабилизации слуха и успешно осуществлять реабилитационные мероприятия.

Профилактика тугоухости у детей включает исключение перинатальных факторов риска, проведение вакцинации, предупреждение заболеваний ЛОР-органов, отказ от приема ототоксических препаратов. Для обеспечения гармоничного развития детей, страдающих тугоухостью, им необходимо комплексное медико-педагогическое сопровождение на всех возрастных этапах.

Симптомы тугоухости у детей: причины и методы лечения

Проявление тугоухости у ребенка – это серьезная проблема, которая может негативно сказаться на его развитии и создать массу неудобств в жизни. Раннее или врожденное снижение слуха нарушает психоэмоциональное и интеллектуальное становление личности. При значительных отклонениях от нормы нарушается восприятие звуков, что отражается на познании окружающего мира, общении с людьми и других немаловажных аспектах жизнедеятельности. Чтобы вернуть ребенка к полноценной жизни, необходимо направить максимум усилий на его лечение и чем раньше это будет сделано, тем лучше.

Симптомы

Чтобы остановить или хотя бы замедлить снижение слуха, нужно своевременно выявить наличие подобной проблемы. Тугоухость у детей может быть врожденной или возникать по мере взросления из-за дисфункции определенных элементов органа или под влиянием различных заболеваний.



Чтобы выявить наличие тугоухости у новорожденного, обратите внимание на следующие симптомы:

  • отсутствие реакции на резкие звуки;
  • игнорирование голоса родных, отсутствие реакции на обращение мамы;
  • примерно в трехмесячном возрасте малыш должен реагировать на свое имя;
  • невозможность определить направление и источник звуков;
  • отсутствие лепета и попыток повторить услышанное;
  • отсутствие словарного запаса к возрасту 1-2 года.

На наличие тугоухости у детей в старшем возрасте указывают такие симптомы, как:

  • ребенок не различает тихие звуки и определенные частоты;
  • просит сделать телевизор громче;
  • часто переспрашивает;
  • не всегда реагирует на обращение к нему;
  • испытывает трудности в распознавании речи;
  • дисграфия и дислексия;
  • фонематические дефекты;
  • слабый словарный запас.

У младенцев выявить подобные отклонения достаточно сложно. Для того чтобы проверить слух новорожденного, следует посетить сурдолога. В более старшем возрасте симптомы проявляются при общении с ребенком. К тому же он может жаловаться на определенный дискомфорт, например, шум или заложенность в ухе. Все это указывает на возможное наличие проблемы.

Классификация

Чтобы лучше понимать суть и всю серьезность проблемы, необходимо рассмотреть виды тугоухости. В первую очередь, различают такие её типы, как:

  • Кондуктивная. Развивается при нарушении функционирования звукопередающей системы, в которую входят наружное и среднее ухо, а также барабанная перепонка.
  • Нейросенсорная. Возникает при дисфункции звуковоспринимающей системы. Она затрагивает слуховой нерв, воспринимающие сигналы участки головного мозга, а также внутреннее ухо.
  • Смешанная. Сочетает первые два типа тугоухости.

Чаще всего наблюдается нейросенсорная тугоухость у детей, причем в виде врожденной патологии.



Кроме того, для определения тяжести случая и методов устранения проблемы, производится диагностика состояния для выявления насколько интенсивным является снижение слуха. На основании этих данных выделяют несколько типов патологии:

  • Тугоухость 1 степени. Шепот и удаленная речь различаются плохо, но четкие тихие звуки и разговор воспринимаются вполне адекватно. Уменьшение остроты слуха отмечается в пределах от 25 до 40 Дб. Наличие фоновых звуков и шумов осложняет восприятие.
  • Тугоухость 2 степени. Значения повышаются до 55 Дб. Для разговора достаточно нескольких метров, но шепот воспринимается не более, чем с 1 метра.
  • Тугоухость 3 степени. На этом этапе у ребенка пропадает способность различать шепот. Для разговора собеседник должен находится в 1-2 метре от него. Слуховой порог повышается до 70 Дб.
  • Тугоухость 4 степени. Порог значений достигает 90 Дб. У детей отсутствует возможность нормального общения из-за неспособности различать разговорную речь.

Снижение слуха на уровень более 91 Дб расценивается, как глухота. Если она не является врожденной, необходимо выяснить причины прогрессирования патологии и принять меры для остановки процесса. В любом случае существует определенный риск того, что заболевание будет усиливать свое влияние, даже если нарушения малозаметны и не выходят за пределы первой степени. Даже современное лечение не всегда способно остановить течение процесса.

Причины нарушений

Спровоцировать снижение слуха у маленького ребенка могут самые разнообразные причины. Чаще всего наблюдается тугоухость врожденного типа у новорожденных. На её развитие влияют следующие факторы:

  • недоношенность;
  • вредные привычки матери;
  • наследственность;
  • хронические заболевания матери;
  • перенесенные тяжелые инфекционные заболевания, в особенности в начале развития плода;
  • внутриутробные инфекции;
  • воздействие токсических веществ;
  • родовые травмы;
  • асфиксия;
  • гемолитические заболевания;
  • врожденные пороки органов слуха.

Врожденная глухота у новорожденных может возникать изолированно или же по причине наличия общих отклонений. В частности, это может быть связано с синдромом Дауна или ДЦП.

Также остается риск развития приобретенных нарушений восприятия звуков. Здесь речь чаще идет о кондуктивной тугоухости. На её появление влияют следующие причины:

  • травмы ушей и головы;
  • несвоевременное и неправильное лечение воспалений и инфекционных заболеваний;
  • гидроцефалия;
  • осложнения после вакцинации;
  • лекарственная интоксикация;
  • попадание инородных предметов в ухо;
  • серная пробка;
  • аденоиды и т. д.

Следует ограничить влияние громких звуков на слух ребенка, так как они приводят к развитию сенсоневральной тугоухости.

Диагностика

Чтобы выявить наличие и степень тугоухости или глухоты у младенцев-грудничков, проводится комплексная диагностика с помощью специальных аппаратов. Такие процедуры необходимы при выявлении даже малейших подозрительных симптомов. Самостоятельно выяснить тип проблемы и её причины невозможно.

Для ознакомления с состоянием маленького пациента производится первичный осмотр врачом, также врач выясняет какие симптомы заметны в повседневной жизни. Далее, проводится диагностика посредством следующих методов:

  • Аудиометрия. Подача волн разной частоты для определения остроты слуха. Малышам проводят игровую аудиометрию, более старшим детям – тональную и речевую.
  • Тимпанометрия. Выявляет функциональное снижение слуха за счет исследования чувствительности слуховых косточек и барабанной перепонки.
  • Камертоны. Восприятие звуков разной высоты через воздушный путь и костный.
  • Отоакустическая эмиссия. Выявляет патологии улитки внутреннего уха.
  • Регистрация слуховых потенциалов. Производится постановка звука и проверяется наличие соответствующей реакции мозга на раздражитель.
  • Электрокохлеография. Электростимуляция слухового нерва для исследования его реакции.

На основании полученных результатов и проведенных при необходимости дополнительных исследований (КТ, МРТ, рентгенография и т. д.) производится соответствующее лечение.

Лечение тугоухости

Чтобы приостановить прогрессирование болезни и обеспечить полноценное развитие ребенка, необходимо как можно раньше начать лечение. Оно охватывает целый комплекс мероприятий.

В первую очередь, лечение тугоухости у маленьких детей должно быть направлено на устранение негативных факторов влияния и максимальное восстановление утраченных функций организма. Для этого применяются:

  • медикаментозная терапия;
  • физиопроцедуры;
  • тимпанопластика;
  • слухопротезирование;
  • слуховые аппараты.

Крайне сложно вылечить глухоту у детей 4 степени. Для устранения дефектов требуется замена поврежденных участков слухового анализатора, если есть такая возможность. Обычные слуховые аппараты здесь бессильны, поэтому рассматривается вопрос об установке имплантатов.

Также лечение включает комплекс мероприятий по развитию и обучению маленького пациента. Обязательная часть – постановка правильных звуков при тугоухости. Речевые дефекты – это обычное явление у людей с тугоухостью. Постановка звуков позволяет устранить эту проблему и облегчает общение с людьми.

Для деток с проблемами слуха необходимо общение с психологами и психоневрологами. Эти специалисты учат их принимать свои недостатки и контролируют их психоэмоциональное развитие, что снижает риск возникновения отклонений на этом уровне.

Прогноз и методы профилактики

Полноценная диагностика и своевременное лечение повышают шанс на нормализацию слуха. Если симптомы были связаны с последствиями заболеваний функциональной системы, есть вероятность полного восстановления органов. Если же причины глухоты связаны с сенсоневральными расстройствами, такой эффект возможен только при проведении имплантации сенсоров. Чем раньше будет произведена операция, тем выше шансы на положительный исход.

Не исключается и риск прогрессирования тугоухости, в частности, у новорожденных с хроническими патологиями. Если снижение слуха невозможно остановить, нужно научить ребенка жить с этим недостатком, а самому ребенку уделять максимум вашего внимания и заботы. Полезной практикой будет обучение чтения по губам и жестам.

Чтобы снизить риск ухудшения восприятия звуков, необходимо бережно относиться к своему здоровью во время беременности, не допускать инфицирования, правильно питаться. Также важно следить за здоровьем ребенка в постнатальный период и вовремя лечить простудные заболевания.

Тугоухость — не приговор: диагностика и лечение нарушений слуха у детей первого года жизни

В зависимости от места повреждения слухового анализатора врачи подразделяют тугоухость на сенсоневральную (звуковоспринимающую) и кондуктивную (звукопроводящую).

Сенсоневральная тугоухость обусловлена повреждением слухового нерва и внутреннего уха, иными словами – той части слухового анализатора, которая ответственна за восприятие и передачу импульсов в головной мозг.

Кондуктивная тугоухость возникает из-за нарушения нормального анатомического строения, вследствие чего нарушается проведение звуковых колебаний по наружному и среднему уху к внутреннему. В частности, к кондуктивной тугоухости относится повреждение барабанной перепонки, звуковых косточек среднего уха – осложнения острого отита, который мог протекать даже бессимптомно.

Снижение слуха может быть выражено в разной степени: от незначительного снижения слуха на одно ухо и до полной глухоты.

Какие дети обычно страдают тугоухостью? Перечислим факторы, которые могут привести к нарушению слуха:

1. Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности, особенно в первые три месяца беременности, когда происходит закладка органа слуха (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз).

2. Инфекционные заболевания в раннем возрасте: сепсис, вирусные инфекции, болезни ЛОР- органов, в т.ч. патология наружного и среднего уха.

3. Использование матерью во время беременности и ребенком медикаментов, обладающих токсическим воздействием на орган слуха (антибиотики группы аминогликозидов – стрептомицин, канамицин, гентамицин и др., фуросемид, аспирин).

4. Наследственные заболевания у родителей, сопровождающиеся поражением слухового анализатора. Вероятность развития тугоухости у ребенка, один из родителей которого болен, при некоторых формах тугоухости составляет до 50%.

5. Токсикозы беременности.

6. Асфиксия новорожденного.

7. Внутричерепная родовая травма.

8. Гемолитическая болезнь новорожденных.

9. Недоношенность (вес при рождении менее 1500 г).

10. Поражения внутреннего уха, возникшие в результате контузии.

11. Алкогольная и иная интоксикация во время беременности.

Диагноз- чем скорее тем лучше

Определять состояние слуха у детей первых месяцев жизни должны врачи или медсестры комнат здорового ребенка городских поликлиник с помощью прибора под названием «звукореактотест», который производит звуки определенной частоты.

При этом фиксируются реакции ребенка на сигналы. Такое исследование должно проводиться наравне с проверкой прибавки массы тела, полноценности питания ребенка, т.е. в ходе традиционного медицинского наблюдения ребенка первых месяцев жизни. Однако надо иметь в виду, что иногда этот тест в поликлинике не проводится. В этой ситуации родители сами могут, наблюдая за развитием ребенка, заподозрить какие-то отклонения, одной из причин которых может быть сниженный слух.

Для того, чтобы родители могли правильно оценить ситуацию, приведем этапы нормального развития грудного ребенка:

  • в возрасте 2-3 недель ребенок вздрагивает при громких звуках;
  • в возрасте 2-3 недель – замирает при звуке голоса;
  • в возрасте 1 месяца – поворачивается на звук голоса, звучащего позади него; в
  • возрасте 1-3 месяцев – оживляется, слыша голос матери;
  • в возрасте 1,5-6 месяцев – криком или широким открытием глаз реагирует на резкие звуки;
  • в возрасте 4 месяцев – поворачивает голову в сторону звучащей игрушки или голоса;
  • в 2-4 месяца появляется гуление ;
  • в возрасте 4-5 месяцев гуление переходит в лепет, который становится более эмоциональным, когда в комнату входят родители;
  • в возрасте 8-10 месяцев ребенок осваивает произнесение новых звуков;
  • в 1 год – начинает произносить простые слова;
  • в любом возрасте – проявляет беспокойство во сне при громких звуках и голосах.

Ранняя диагностика тугоухости чрезвычайно важна, поскольку первые два года жизни во многих отношениях являются самыми важными для развития ребенка, в частности для развития его речи, интеллекта, эмоциональности. Ребенок как слышит, так и говорит. Не получая из_за тугоухости полной звуковой информации, ребенок воспроизводит ее по аналогии с услышанным. Кроме того, отсутствие коррекции сниженного слуха в первые два года жизни может оказать необратимое воздействие на способность использования остаточного слуха. Иными словами, без коррекции ребенок утрачивает способность использования звуковой информации.

Поэтому, заподозрив у ребенка нарушение слуха, родители должны обратиться в специализированное медицинское учреждение. В Москве это Детский городской сурдологический центр. Здесь с помощью современнейших диагностических методов ребенок даже первых дней жизни может быть обследован на предмет состоятельности слухового анализатора.

На всех этапах аудиологическое (инструментальное) обследование обязательно проводится параллельно с педагогическим. Данные аудиологического и педагогического обследования сопоставляют между собой, и только при их согласовании можно быть уверенным, что состояние слуха малыша определено объективно.

Как уже было сказано, ранняя диагностика на первых этапах опирается на наблюдения родителей (педагогический аспект обследования) и результаты обследования с помощью звукореактотеста.

Далее на приеме у ЛОР-врача или в специализированном сурдологическом учреждении состояние слуха у детей первого года жизни оценивается на основе выявления поведенческих реакций на разные звуковые стимулы по специальной методике. Таких методик существует несколько. В качестве звуковых стимулов используются звучащие игрушки (погремушки, резиновые пищащие игрушки, дудка, барабан и др.), тоны аудиометра, голос и шепот. Диагностика основана на выявлении тех частот звуковых сигналов, на которые ребенок демонстрирует поведенческую реакцию. Дело в том, что чем ниже частота звука, тем субъективно более громким он воспринимается; чем выше частота, тем звук кажется тише. Как правило, при тугоухости страдает восприятие высокочастотных звуков. Также в методике учитывается расстояние, с которого подается звук. Частота звучания каждой игрушки, голоса, шепота заведомо известна, поэтому, предъявляя ребенку звуки разных игрушек и отслеживая поведение и физиологические реакции малыша, врач может определить те частоты, которые ребенок воспринимает хуже.

К методам объективного исследования сохранности функции внутреннего уха относятся компьютерная аудиометрия, акустическая импедансометрия, метод отоакустической эмиссии и другие. Эти исследования проводятся с использованием новейших технологий и являются очень результативными и полезными в диагностике, особенно у грудных детей.

Окончательный аудиологический диагноз ставится на основании результатов нескольких методов исследования слуха, которые дополняют друг друга.

Лечение и реабилитация

Дальнейшая судьба ребенка с нарушенным слухом определяется следующими обстоятельствами:

  • возрастом, в котором произошло нарушение функции слуха;
  • сроком обнаружения тугоухости;
  • степенью снижения слуха;
  • правильностью оценки потенциальных возможностей остаточной слуховой функции, иными словами – тех возможностей слухового анализатора, на которые можно опираться в лечении и педагогической коррекции;
  • своевременностью начала ответных лечебных и педагогических шагов.

20 процентов всех случаев тугоухости относятся к кондуктивному типу и являются следствием острых и хронических отитов, к этой группе относятся и врожденные пороки развития наружного и среднего уха. В настоящее время оториноларингология обладает достаточно эффективными возможностями для лечения этих заболеваний и восстановления функции слуха. В этих случаях показано лечение основного заболевания, например антибактериальная терапия антибиотиками последних поколений при отитах и хирургическая коррекция врожденных или произошедших вследствие воспаления анатомических дефектов.

80 процентов, иными словами – подавляющее большинство всех больных, страдают сенсоневральной тугоухостью, для лечения которой до сих пор не найдено достаточно эффективных средств. Хотя делаются попытки восстановления слуха, утраченного в результате острых инфекций, таких как грипп, менингит и другие, с помощью лекарственных средств и гипербарической оксигенации. К сожалению, приходится констатировать, что в подавляющем большинстве таких случаев лечение также малоэффективно. В этой ситуации следует в срочном порядке обратиться к сурдологам, поскольку дети младшего возраста на фоне ослабления слуха быстро утрачивают речевой навык и потом для его восстановления требуются большие усилия. Важнейшим и нередко единственным способом социальной реабилитации детей с поражением слухового анализатора является слухопротезирование в сочетании с длительной педагогической коррекцией.

Необходимость слухопротезирования определяется специалистом после инструментального обследования ребенка. Оно проводится сразу после определения показаний, в том числе на первом году жизни ребенка.

Необходимость быстрого слухопротезирования после диагностики тугоухости определяется стремительным замедлением речевого, интеллектуального и эмоционального развития на первом – втором году жизни при отсутствии у ребенка звуковой стимуляции. Слуховые аппараты бывают трех типов: карманные, заушные и внутриушные. Наиболее часто для детей применяются заушные слуховые аппараты. Особые сложности возникают при слухопротезировании маленьких детей, потому что они не могут рассказать врачу о своих ощущениях. Если усиление звука очень велико, то появляется опасность травмы внутреннего уха, если недостаточно –слуховой аппарат не будет выполнять свою функцию. Поэтому очень важно, чтобы ребенок был тщательно обследован в специализированном учреждении.

Для соединения уха малыша со слуховым аппаратом используется специальный ушной вкладыш. Он помещается в ушную раковину и слуховой проход. Вкладыши бывают стандартные и индивидуальные. Индивидуальные вкладыши формуются из специальной массы по слепку уха ребенка, что обеспечивает максимальное соответствие формы вкладыша строению наружного уха. При этом создаются оптимальные условия для коррекции слуха, эффективность слухопротезирования увеличивается. В нашем Центре детям со сниженным слухом с первых месяцев жизни и до 16 лет современный слуховой аппарат выдается бесплатно.

После изготовления и начала применения слухового аппарата наступает очередь сурдологопедического этапа, во время которого сурдопедагог обучает ребенка говорить, при необходимости читать по губам, применяются методики, стимулирующие речевую функцию, в частности пальчиковые игры. В Москве есть 12 детских садов и 7 школ для детей со сниженным слухом. В детских садах занятия проводятся настолько интенсивно и эффективно, что слабослышащие дети подчас опережают по своему интеллектуальному развитию детей с нормальным слухом. Дети даже при полной глухоте научаются говорить достаточно чисто.

В заключение подчеркну: очень важная роль в своевременной диагностике тугоухости и ее дальнейшей коррекции отводится родителям пострадавшего ребенка. Именно родители подчас являются той движущей силой, которая в конечном итоге помогает ребенку адаптироваться в обществе и максимально реализоваться. Чем раньше родители заметят отклонения в нормальном развитии ребенка и выявят снижение слуха, тем эффективнее будет дальнейшая работа врачей и педагогов. Помните: диагноз «тугоухость» не является приговором, препятствующим реализации потенциала, который заложила в ребенка природа.

Нарушение слуха у новорожденных детей

Нарушения слуха – это снижение слуха на разном уровне, от легкой тугоухости на одно или оба уха до полной абсолютной глухоты на одно или оба уха. Имеет врожденное или приобретенное происхождение, приводит к значительному ограничению в жизнедеятельности пациента, при раннем начале приводит к нарушениям формирования еще и речи. Имеет под собой различные причины, либо непосредственно затрагивающие уши, либо строение и функции нервной системы, звукопроводящих путей.

Причины

У новорождённого малыша нарушение слуха может развиться в утробном периоде, а также после рождения.

Врождённая патология слухового аппарата может возникнуть из-за осложнённой беременности и негативных факторов в этот период. Формирование органов слуха у плода происходит в первом триместре. Если будущая мама в этот период перенесла инфекционные заболевания, увлекалась вредными привычками, часто нервничала, возможно нарушение слуха у малыша после рождения. Воздействие некоторых лекарственных средств, принимаемых мамой в период беременности, также оказывает негативное воздействие на органы слуха у будущего малыша. Наследственность повышает риск нарушения слуха у новорождённого ребёнка. Возможные осложнения во время родов. После рождения нарушение слуха у новорождённого младенца может возникнуть из-за перенесённой желтушки. Вирусные заболевания, перенесённые ребёнком, также провоцирует нарушение слуха. Получение младенцем черепно-мозговой травмы. Скопление ушной серы или жидкости за барабанной перепонкой у малыша. Повреждение или разрыв барабанной перепонки у новорождённого малыша.

Симптомы

Распознать развитие патологии у новорождённого малыша мама может к концу первого месяца жизни.

В 2-3 недели малыши способны различать громкие звука. Если ребёнок не вздрагивает от громких звуков рядом с ним, это может свидетельствовать о нарушении слуха. Родители могут позвенеть колокольчиком, кашлянуть, громко хлопнуть в ладоши или включить музыку. Но следует быть осторожным, чтобы не напугать новорождённого малыша. Выполнять эту проверку надо в период бодрствования ребёнка. Новорождённый младенец должен издать какой-нибудь звук или измениться в лице. В один месяц новорождённый поворачивает голову на звук сбоку или сзади него. Если этого не происходит, также свидетельствует о развитии патологии. Чем старше становится малыш, тем больше вероятность распознавания нарушения слуха. В некоторых случаях определить патологию удается при поступлении ребёнка в школу, когда хорошо заметна его невнимательность и рассеянность.

Диагностика нарушения слуха у новорождённого

Диагностировать отклонение в работе органов слуха может врач-неонатолог после рождения малыша. Во многих роддомах в первые дни жизни ребёнка проводится метод исследования с помощью отоакустической эмиссии. Небольшой зонд вводится в наружный слуховой канал. Малыш не испытывает неприятных ощущений или боли. С помощью отоакустической эмиссии есть возможность определить, может ли ребёнок слышать посторонние звуки. Но это исследование не позволяет оценить на 100% работу слухового аппарата у новорождённого младенца. Невролог тоже может провести проверку слуха у новорождённого малыша. Врач использует специальный метод под названием рефлекс Моро. Необходимо хлопнуть двумя руками с одной стороны малыша, а потом сразу с другой. Если у малыша со слухом всё хорошо, он раскидывает руки в разные стороны и растопыривает пальцы, после чего совершает движения руками в обратную сторону. Этот рефлекс свойствен малышам до 4 месяцев. При нарушении слуха у новорождённого не последует никакой реакции после громких хлопков руками. Для обнаружения серы или жидкости в ушных каналах используется отоскоп. С помощью этого инструмента проводится не только осмотр, но и оперативное вмешательство для удаления посторонних предметов и веществ.

Осложнения

Чем опасна патология для малыша? Нарушение слуха может привести к полной его потере. Поэтому необходимо скорейшее лечение недуга у новорождённого малыша.

Источник: http://detstrana.ru/service/disease/newborns/narushenie-sluha/